Vladimir Alexeyevich Lotarev


Biographic information

lotorevAbout life and activities of Associate Member of the Academy of Sciences of the Ukrainian Soviet Socialistic Republic, Doctor of Science (Engineering), Professor, honored scientist of the Ukrainian Soviet Socialistic Republic, laureate of Lenin and State Prizes, Hero of Socialist Labour, Designer General Lotarev Vladimir Alexeyevich.

Famous soviet scientist , Designer General , designer of gas turbine aero engines featuring high service life and level of reliability Vladimir Alexeyevich Lotarev was born on November 15, 1914 in the town Shakhty of Rostov region in the family of a worker. His father Alexey Yevgrafovich worked as a miner, and his mother Valentina Prokofievna devoted her life to family and housekeeping.

In 1930 V.A. Lotarev began his labor activity as an apprentice of a metal worker in a mining school in Shakhty. After graduating from the Kharkov Aviation Institute in 1939 V.A. Lotarev worked as engineer-designer at Zaporizhye plant No. 29 on development of the M-89 prototype engines installed in Il-4 bomber, and participated in designing the M-90 engine for Sukhoy planes

Since the evacuation of the plant No. 29 to Omsk in September of 1941 being the head of the design team he participated in the arrangement of serial output of the M-88B engine for Il-4 airplane , and later, since 1943, of a new АSh-82FN piston engine for Tu-2, Pe-2 bombers, La-5, La-7 fighters and for Il-12, Il-14 transport aircraft, and at the same time he conducted the development of new designs.

Since September of 1944 V.A. Lotarev worked as chief designer on M-26 engine and deputy head of series and design department. On this post he was charged with increase of reliability of M-88B, АSh-82FN production engines. Chief designer Lotarev V.A. directly took part in design and manufacture and delivery of the medium-power M-26 engine for official tests.

On August 30, 1945 he moved to Zaporozhye to the experimental design bureau at the plant No. 478 as chief designer on further development of the M-26 engine and its modified versions. In March of 1946 he was appointed as a deputy chief designer of the experimental design bureau, in 1963 – chief designer of the State Union experimental design bureau, and in 1981 – Designer General of Progress Zaporozhye Machine-Building Design Bureau.

A great number of engine types was developed with the direct assistance of V.A. Lotarev:
1. A family of AI-10, AI-12, AI-14R piston airplane engines for Yak-12, Yak-18, Yak-20, An-14 trainers, combat and light multi-purpose transport aircraft.
2. A family of AI-4V, AI-26V, AI-14V, AI-7, AI-24V, TV-20VK piston and gas turbine engines which powered B-5, B-9, B-10, B-11, Ka-10, Ka-15, Ka-18, Ka-26, Mi-1, Mi-7, Mi-8, Yak-100 helicopters and Ka-22 multi-purpose transport rotary-winged helicopter.
3. A family of TS-12 F, AI-2MK, AI-8, AI-9, AI-9V starting aero engines used in An-8, An-10, An-22, Be-12, Il-18, Tu-95, Tu-114, Yak-40 aircraft and in the majority of Mil’s and Kamov’s helicopters.
4. A family of high-power AI-20K, AI-20D, AI-20M, AI-24 turboprop gas turbine aero engines with high service life for An-10, An-24, Il-18passenger aircraft, for An-8, Ann-12, An-26 troop-carriers, An-30, Il-20, Il-22, Il-38 special purpose planes, and for Be-12 hydroplane.

Research and development works on increasing of reliability and service life of production aero engines of great national importance resulted in achieving the following depreciable service life for such engines :
AI-20K – 20000 hours,
AI-24 (series II)- 20000 hours,
AI-25 – 12000 hours

5. The AI-25, the first in the USSR engine which was installed in Yak-40 passenger and M-15 agricultural aircraft.
6. A family of bypass turbofan engines for trainers: the AI-25TL and DV-2 for Czech L-39, L-59 airplanes.
7. A family of engines with high bypass ratio: the D-36 turbofan for Yak-42, An-72, An-74 passenger and transport airplanes; the D-18T turbofan for An-124 Ruslan, and An-225 Mriya, the most load-carrying airplanes in the world; the D-136 turboshaft engine for Mi-26the largest load-carrying helicopter in the world.
8. A family of industrial engines:
• the AI-23S-1 and AI-20S gas turbine drivers for Taifun and Burevestnik high speed hydrofoils, and for Sormovich hovercraft;
• the AI-8 starting engine for APA-8 ground power unit for starting propulsion engines of Sormovich starting and landing site;
• the AI-9S for spraying pesticides with An-2M agricultural airplane;
• the AI-8P gas turbine driver for GIG-4 (inert gas generator) unit used for indoors fire extinguishing;
• the AI-23, AI-23U, AI-23SG gas turbine drivers for drilling rigs;
• the AI-21 gas turbine drivers for GTU-1000 gas turbine units of mobile 5E41 power stations.
Distinctive feature of aero engines designed under a leadership of V.A. Lotarev is a deep study of gas-dynamic, constructive, production and engineering solutions and their optimization in a combination with high reliability and service-life, easiness and effectiveness in operation. It provides their mass and successful operation for many years aboard a great number of aircraft of civil and military aviation. During the research and development works a range of complicated technical problems was solved by means of optimum combination of scientific analysis, progressive design and extensive experimental researches.

In 1971 Vladimir Alexeyevich Lotarev was awarded an academic degree of Doctor of Science (Engineering) for a great research engineering in designing aero engines, and in April 1976 he was elected Associate Member of the Academy of Sciences of the Ukrainian Soviet Socialistic Republic. Vladimir Alexeyevich had 13 author’s certificates to inventions in the field of aeronautical engineering and a lot of printing scientific works on the same subject.

Vladimir Alexeyevich Lotarev combined his great scientific and design activities with a fruitful training of well-qualified engineering and scientific personnel. Large group of researchers and experimentalists was trained under his leadership. They solve successfully complicated problems in theory and practice of engine design.

For successful activity in the field of designing new types in aeronautical engineering Vladimir Alexeyevich Lotarev was awarded high government rewards:

  • Order of the Red Star (1946);
  • State prizes of the USSR (1948, 1976);
  • Order of the Red Banner of Labour (1957);
  • Lenin Prize (1960);
  • Orders of Lenin (1966, 1974, 1982);
  • Order of the October Revolution (1971);
  • Title of the Hero of Socialist Labour. (1974);

Thanks to great scientific, design and organizational work, his responsibility for the business he was charged with, significant contribution to a national economy and defensive potential of the country Vladimir Alexeyevich Lotarev gained a deserved authority of prominent specialist in aviation.

He died on July 20, 1994.


Subscribe to our website news

(no more than one letter per month)

Name:(required)

E-Mail (required)

-Country

field of activity / interests

Firm (Enterprise)

Владимир Алексеевич Лотарев


Материалы к 100-летию со дня рождения В.А. Лоторева (рус)

Материалы к 100-летию со дня рождения В.А. Лоторева (укр)

Биографическая справка

lotorevO жизни и деятельности действительного  члена корреспондента Академии Наук УССР, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки УССР, лауреата Ленинской и Государственной премий, Героя Социалистического Труда, Генерального конструктора Лотарева Владимира Алексеевича.

Известный советский ученый, Генеральный конструктор, создатель авиационных газотурбинных двигателей большого ресурса и высокой степени надежности Владимир Алексеевич Лотарев родился 15 ноября 1914 года в г. Шахты Ростовской области в семье рабочего. Отец – Алексей Евграфович работал шахтером, мать – Валентина Прокофьевна всю свою жизнь посвятила семье и домашнему хозяйству.

Трудовую деятельность В.А.Лотарев начал в 1930 году учеником электрослесаря горнопромышленного училища в городе Шахты. После окончания Харьковского авиационного института В.А.Лотарев с 1939 года работал на Запорожском заводе имени Баранова №29 (теперь ОАО «Мотор Сич») инженером-конструктором, начальником конструкторской группы по доводке опытных моторов М-89, устанавливаемых на бомбардировщик Ил-4, участвовал в создании двигателя М-90 для самолетов Сухого.

После эвакуации завода №29 в Омск с сентября 1941 года в должности начальника конструкторской бригады участвовал в налаживании серийного выпуска двигателя М-88Б для Ил-4, а затем с 1943 года нового поршневого мотора АШ-82ФН для бомбардировщиков Ту-2, Пе-2, истребителей Ла-5, Ла-7 и транспортных самолетов Ил-12, Ил-14, одновременно вел разработку новых конструкций.

С сентября 1944 года работал в серийно-конструкторском отделе завода в качестве ведущего конструктора по двигателю М-26 и заместителем начальника серийно-конструкторского бюро. На этой должности отвечал за повышение надежности серийных двигателей М-88Б, АШ-82ФН. При непосредственном участии ведущего конструктора Лотарева В.А. был спроектирован, изготовлен и сдан на государственные испытания мотор средней мощности М-26.

30 августе 1945 года переведен в Запорожье в ОКБ завода №478 на должность ведущего конструктора по дальнейшей доводке мотора М-26 и его модификаций. В марте 1946 года он назначается заместителем главного конструктора ОКБ, в 1963 году — главным конструктором Государственного союзного ОКБ, а в 1981 году — Генеральным конструктором уже Запорожского машиностроительного конструкторского бюро “Прогресс”.

При непосредственном участии В.А. Лотарева было создано большое количество типов двигателей:

1. Семейство поршневых самолетных двигателей АИ-10, АИ-12, АИ-14Р для учебно-тренировочных, боевых и легких многоцелевых транспортных самолетов Як-12, Як-18, Як-20, Ан-14.

2. Семейство поршневых и газотурбинных двигателей: АИ-4В, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК, которые устанавливались на вертолеты Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-7, Ми-8, Як-100 и многоцелевом транспортном винтокрыле Ка-22.

3. Семейство пусковых авиационных двигателей: ТС-12Ф, АИ-2МК, АИ-8, АИ-9, АИ-9В, которые применяются на самолетах Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40 и на большинстве вертолетов Миля и Камова.

4. Семейство мощных турбовинтовых газотурбинных авиационных двигателей большого ресурса: АИ-20К, АИ-20Д, АИ-20М, АИ-24 для пассажирских Ан-10, Ан-24, Ил-18, военно-транспортных Ан-8, Ан-12, Ан-26, самолетов специального назначения Ан-30, Ил-20, Ил-22, Ил-38 и гидросамолета Бе-12.

Большое общегосударственное значение имели проведенные опытно-конструкторские работы по увеличению надежности и ресурса серийных авиационных двигателей, в результате которых амортизационные сроки службы доведены для двигателей:

АИ-20К — до 20000 часов,

АИ-24 серии II — до 20000 часов,

АИ-25 — до 12000 часов.

5. Первый в СССР двигатель АИ-25, который устанавливался на пассажирском самолете Як-40 и сельскохозяйственном самолете М-15.

6. Семейство турбореактивных двухконтурных двигателей для учебно-тренировочных самолетов: АИ-25ТЛ и ДВ-2 для чешских самолетов L-39, L-59.

7. Семейство двигателей большой степени двухконтурности: ТРДД Д-36 для пассажирских и транспортных самолетов Як-42, Ан-72, Ан-74; ТРДД Д-18Т для самых грузоподьемных самолетов в мире Ан-124 ”Руслан” и Ан-225 “Мрия”; турбовальный двигатель Д-136 для самого большого и грузоподъемного вертолета в мире Ми-26.

8. Семейство двигателей наземного назначения:

газотурбинные приводы АИ-23С-1 и АИ-20С для скоростных судов на подводных крыльях «Тайфун» и «Буревестник», судна на воздушной подушке «Сормович»,

— пусковой двигатель АИ-8 для аэродромного пускового агрегата АПА-8, для запуска маршевых двигателей СПК «Сормович»,

— двигатель АИ-8С для разбрызгивания ядохимикатов на сельскохозяйственном самолете Ан-2М,

— ГТП АИ-8П для установки тушения пожаров в закрытых помещениях ГИГ-4 (генератора инертных газов),

— ГТП АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для буровых установок,

— ГТП АИ-21 для газотурбинных установок ГТУ-1000 передвижных электростанций 5Э41

Отличительной особенностью авиационных двигателей, созданных под руководством В.А. Лотарева является глубокая проработка газодинамических, конструктивных, производственно-технологических решений и их оптимизация в сочетании с высокой надежностью, большим ресурсом, простотой и экономичностью в эксплуатации, что обеспечивает их массовую, долголетнюю и успешную эксплуатацию на большом количестве летательных аппаратов гражданской и военной авиации. В опытно-конструкторских работах удалось решить целый комплекс сложных технических проблем путем органического сочетания научных методов расчета, прогрессивного конструирования и обширных экспериментальных исследований.

За большие научно-исследовательские работы по созданию авиационных двигателей Владимиру Алексеевичу Лотареву в 1971 году была присуждена ученая степень доктора технических наук, а в апреле 1976 года он был избран членом-корреспондентом Академии Наук Украинской ССР, в 1982 году Решением Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР ему было присвоено ученое звание профессора по специальности конструкция и прочность авиадвигателей, а в 1985 году А.В. Лотарев был избран действительным членом АН УССР.  Владимир Алексеевич имел 130 авторских свидетельств на изобретения в области авиационной техники и печатные труды по этой же тематике.

Большую научно-конструкторскую работу Владимир Алексеевич Лотарев сочетал с плодотворной работой по подготовке высококвалифицированных инженерных и научных кадров. Под его руководством на предприятии была воспитана большая группа исследователей и экспериментаторов, успешно решающих сложные вопросы теории и практики двигателестроения.

За успешную деятельность в области создания новых образцов авиационной техники Владимир Алексеевич Лотарев был награжден высокими правительственными наградами:

  • орденом Красной Звезды (1946 г.);
  • Государственными премиями СССР (1948 г., 1976 г.);
  • орденом Трудового Красного Знамени (1957 г.);
  • Ленинской премией (1960 г.);
  • орденами Ленина (1966 г., 1974 г.,1982 г.);
  • орденом Октябрьской Революции (1971 г.);
  • звание Героя Социалистического Труда (1974 г.);
  • заслуженный деятель науки Украины (1984).

Большая научно-конструкторская и организаторская деятельность Владимира Алексеевича Лотарева, его высокая ответственность за порученное дело и весомый вклад в народное хозяйство и обороноспособность страны снискали ему заслуженный авторитет крупного авиационного специалиста.

Умер 20 июля 1994 года.


Подпишитесь на новости нашего сайта

(не больше одного письма в месяц)

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Страна

Сфера деятельности/интересов

Фирма (предприятие)